Четверг, 21.11.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Единый общероссийский номер детского телефона доверия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов - осень 2020
  • Таланты-онлайн "Одарённые дети"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт Максимовой Ирины Викторовны

    Когда ребёнок болеет, чтобы не ходить в школу

    Психосоматика у школьника: когда ребёнок болеет, чтобы не ходить в школу

    Психосоматика показывает, как реагирует тело на психологическое состояние человека.

    У нашего мозга нет команды нас убить, поэтому когда болит голова, есть какое-то недомогание, это означает, что мозг дает нам сигнал — произошел сбой, необходимо принять меры. Организм сам предлагает нам остановиться, отдохнуть и подумать о том, что происходит с нами на самом деле.

    Новая германская медицина объясняет — каждый наш орган восприятия может посылать определенный сигнал. И, хотя не каждый из нас задумывается о реакциях собственного тела, эту систему можно считать идеальным индикатором глубинных психологических проблем.

    Простой пример: если болит глаз или ухудшилось зрение, это означает, что человек пытается закрыть глаза на какую-то ситуацию, не хочет или даже не может видеть каких-то вещей в своей жизни. А если проблемы с кожей, значит, что-то не так с нашими границами — по какой причине мы не подпускаем людей ближе? Все подростковые высыпания или аллергии как минимум на 50% связаны с проблемой самоидентификации.

    Вот и с детьми такое случается. И тут задача родителей — отследить реакции ребенка, внимательно относиться ко всем изменениям или особенностям в поведении. Распространенная ситуация: малыш только начал ходить в детский садик и сразу подхватил насморк. Родители сами для себя объясняют это перекрестными инфекциями, большим количеством бактерий и вирусов — постоянных «гостей» садика. И вроде бы все так и есть, организму ребенка действительно нужна адаптация. Но причина болезней чаще всего кроется именно в психосоматических процессах.

    «Бонус» в виде соплей, который ребенок принес из садика, — типичный территориальный конфликт. Обоняние человека настроено на то, чтобы вдыхать окружающую среду, но когда внешние обстоятельства изменяются, нос блокирует восприятие — из-за страха, тревоги, волнения и стрессового состояния организму начинает казаться, что нужно срочно выключить орган восприятия.

    Насморк — конфликт освоения территории, конфликт беженца. Малыш, который подхватил сопли в садике, не может вдохнуть полной грудью новую обстановку.

    Ребенок (как, впрочем, и взрослый) не болеет просто так. Есть такое понятие — идентифицированный пациент. Когда в семье или внутри коллектива уже давно зародился какой-то конфликт, ребенок неосознанно считывает тяжелую обстановку и просто не может находиться в этой среде. И, если он не находит в себе сил отреагировать — заплакать, накричать, высказать, — то реакция начинает происходить в организме и выходит на физический уровень. Тогда и начинаются хронические болезни, недомогания и другие проблемы со здоровьем.

    Еще одна причина, по которой дети часто болеют — когда они плохо себя чувствуют, мама и папа прекращают ссориться, сразу становятся внимательными, ласковыми, заботливыми, более включенными родителями. Порой, как это ни печально, единственный способ для ребенка привлечь внимание родителей — заболеть.

    Поговорите с ребенком, чтобы распознать причины болезни. Может быть, он кого-то боится, или его что-то смущает. Может быть, он не может справиться с какой-то ситуацией, ему сложно с кем-то коммуницировать.

    Если ребенок скрипит зубами во сне, значит, в течение дня он испытывает сильное напряжение, которое просто не находит выхода. Присмотритесь, возможно, он перегружен. Помассируйте точку на кисти руки между большим и указательным пальцами, попробуйте обратиться к стоматологу и сделать специальную профилактическую каппу для сна. Действенное упражнение — сжимать и разжимать кулаки, чтобы снять напряжение с жевательных мышц, делать растяжки, отжимания. Вообще, в этом случае лучше всего работают любые физические упражнения, которые вначале сильно напрягают весь организм, а затем расслабляют. Обратите внимание на то, как вы разговариваете с ребенком.

    Есть понятие «материнское нашептывание». Когда вы говорите дочери перед сном: «Ты моя хорошая, вырастешь добрая, красивая, счастливая», вы программируете ее на позитивные события. А когда мать говорит ребенку: «Шапку надень, простудишься» или «Ну все, ноги промокли — заболеешь!», — она словно дает ему какой-то приказ, задает направление. Раз — и он действительно заболел.

    Когда успокаиваете ребенка, старайтесь избегать фраз, которые начинаются с частицы «не»: «не плачь», «не переживай», «не нервничай». Наш мозг опускает «не» и воспринимает только «плачь», «переживай» и «нервничай». Мягко говорите: «успокойся». А еще лучше — проявите участие и спросите, что случилось.

    Завышенные ожидания тоже пугают ребенка и могут приводить к болезни. Этот механизм работает отменно. Мама думает: «Раз он плохо себя чувствует, тогда я не буду ничего требовать сегодня, отменим все кружки и репетитора, пусть он отдохнет». Дети чувствуют эту разницу и понимают, что выйти из сумасшедшего графика школа — репетитор по испанскому — футбольная секция — кружок макраме можно только таким способом. Заболел — и мама сразу ласковая, заботливая и добрая, ничего не требует, только проявляет внимание и жалеет. Но надо понимать, что такая болезнь — не симуляция. Это настоящая температура, настоящий кашель и даже настоящий вирус. Ребенок не нагрел термометр на батарее, а неосознанно запрограммировал себя на болезнь. И от этого, пожалуй, становится только страшнее.

    А вот зажатое и больное горло, например, сигнализирует о невысказанности. Попробуйте объяснить малышу, что высказываться можно и нужно — не обязательно кому-то в лицо, можно просто представлять себе кого-то, или говорить в пустоту, или банально делиться пережитым за день с семьей. Ведь все мы так устроены, что можем заархивировать любую травму. И если вовремя ее не распаковать, наш сосуд переполнится — произойдет нервный срыв.

    И тут на помощь может прийти фантазийный опыт — практика, с помощью которой можно переписать свою историю. Пусть ребенок вспомнит какую-то ситуацию, где ему было стыдно, обидно, больно, где он промолчал или наоборот сказал что-то не то, где был какой-то дискомфорт. Что он мог сделать в тот момент, чтобы выйти из ситуации победителем? Это может быть что угодно — потому этот опыт и называется фантазийным. Пусть, скажем, ему поможет какой-то супергерой, или пусть сам он в этот момент будет обладать суперспособностями — главное, чтобы все закончилось хэппиэндом.
     

    Елена Владимировна Кузина ведущий преподаватель и автор программы «Коучинг для деловой среды» Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД РФ, ведущая тренингов по мотивации, инструментам коучинга, психологии в бизнесе, управлению конфликтами, стресс-менеджменту
     

    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/psikhosomatika-kogda-rebyenok-boleet-chtoby-ne-khodit-v-shkolu/?utm_campaign=news_mart_2021_vypusk_4&utm_medium=email&utm_source=Sendsay