Карта психолого-педагогического мониторинга уровня развития личностных результатов освоения ООП НОО
Универсальные учебные действия (УУД) |
Основные критерии оценивания |
Методики (типовые дидактические задачи) |
Примечания |
Самоопределение:
Внутренняя позиция школьника |
►Положительное отношение к школе;
►чувство необходимости учения,
►предпочтение уроков "школьного" типа урокам "дошкольного" типа;
►адекватное содержательное представление о школе;
►предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
►предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки - дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) |
Беседа о школе (модифицированный вариант)
(Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) |
Используется в начале 1 класса |
Самооценка:
а) регулятивный компонент |
а) Регулятивный компонент:
►способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха |
Используется в начале 1 и 2 классов (вариант 1)
Используется в начале 3 и 4 классов (вариант 2) |
б) когнитивный компонент |
б) Когнитивный компонент:
►представленность в Я-концепции социальной роли ученика;
►рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
►осознание своих возможностей в учении на основе сравнения "Я" и "хороший ученик";
►осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения "Я" и "хороший ученик" |
Методика "Лесенка"
Методика "Хороший ученик" (рефлексивная самооценка учебной деятельности)
Модификация определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) |
Используется в 1 класса
Используется в начале 2-4 классов
Используется в конце 4 класса |
Смыслообразование:
Мотивация учебной деятельности |
►Сформированность познавательных мотивов:
- интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
►сформированность социальных мотивов:
- стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
►сформированность учебных мотивов:
- стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений |
"Беседа о школе" (модифицированный вариант)
(Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
Методика исследования учебной мотивации школьников (М.Р. Гинзбург)
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение) |
Используется в начале 1 класса (стартовая диагностика)
Используется в начале 2-4 классов
Заполняет учитель в 1-4 классах |
Нравственно-этическая ориентация |
►Отношение к нравственно-этическим нормам |
Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение) (Л.И. Лейчуг) |
Заполняет учитель в начале 1-4 классов |
Диагностика "Несуществующее животное"
Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной.
Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему они приводят;
- порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа.